Алахадзы-античный религиозный центр Западной Абхазии
В античные времена Алахадзы был религиозным центром Западной Абхазии. Абхазские племена, жившие в долине реки Бзыбь, протекающая рядом с Алахадзы, совершали жертвоприношения у инжирового дерева, считавшегося священным, отсюда и название посёлка. Сюда приходили с молитвами об урожае, дожде, исцелении от недугов и т. д. В византийскую эпоху, когда в крае утвердилось христианство, в Алахадзы была построена большая базилика, которая датируется VI в. К этому же времени относится и сохранившаяся до настоящего времени церковь в поселке. В средневековом периоде в Алахадзы возникла фактория итальянских республик Генуи и Венеции, просуществовавшая вплоть до османского нашествия. В XIX веке земли в бассейне реки Бзыбь принадлежали абхазскому княжескому роду Инал-Ипа. В 1901 году в Алахадзы был сослан опальный московский купец Игумнов. Игумнов был очень богатым человеком. Он был совладельцем торгово-промышленного товарищества «Ярославская Большая мануфактура» и золотых приисков в Сибири. Накопив огромный капитал, он построил в Москве большой дом, ныне известный как Особняк купца Игумнова.В 1901 году Н. Игумнов пригласил знатных москвичей к себе на бал. Желая в очередной раз потрясти воображение гостей, купец велел усыпать весь пол настоящими золотыми монетами новой чеканки с профилем императора Николая II. Так и танцевали вельможные пары, не задумываясь над тем, что в буквальном смысле попирают ногами самого императора. Едва ли не на следующий день сведущие люди «с прискорбием» доложили об этом государю. В ответ из Санкт-Петербурга пришло высочайшее распоряжение выслать Игумнова из Москвы (без права возвращения в оную) в его кавказское имение рядом с абхазским селом Алахадзы. Больше уже владелец в свой столичный дворец не вернулся. Ссыльный приехал, осмотрелся, приобрел за бесценок 600 десятин земли, изучил климатический вопрос и осушил болота, сажая эвкалипты и болотные кипарисы (растения, хорошо впитывающие влагу), а на осушенных болотах развел фруктовый сад и животноводческое хозяйство. На морском берегу построил рыбоконсервный завод и построил себе маленький дворец. На предприятиях и заводах Игумнова подвергались нещадной эксплуатации рабочие, как приезжие из русских губерний, так и местное население. В 1915 году в Османской Турции начался геноцид армян. Часть беженцев, чудом спасшиеся от верной гибели, были поселены в Абхазии в том числе и в селе Алахазы. Армянским беженцам выделяли большие наделы плодородной земли и помогали материально. Сегодня в Алахадзы живут в основном потомки тех беженцев. В годы первой русской революции на здешних предприятиях и в помещичьих имениях происходили забастовки, наблюдались волнения среди крестьян. После национализации имения в 1921 году было организовано крупнейшее хозяйство племенного скота в регионе — совхоз им. III Интернационала и цитрусовый совхоз. Здесь проводились работы по освоению таких новых культур, как хинное дерево, лимонный сорго, тунг, эвкалипт лимонный, табак и т.д. Цитрусовый совхоз был высокорентабельным многоотраслевым хозяйством, неоднократным участником ВДНХ, одним из передовых сельскохозяйственных предприятий Грузинской ССР. До войны с Грузией Алахадзы было одним из самых богатых сел в регионе. Сегодня на бывших землях Игумнова и Инал-ипа выращивают цитрусовые, киви, лавровые и эвкалиптовые деревья, гранат, хурму и многие другие сельскохозяйственные культуры.
Вот что нашла в одном из отзывов: В самом селе Алахадзы сохранились фундаменты, основания колонн и нижние части стен двух христианских базилик 10 века (обе расположены рядом). Чтобы их найти, надо расспросить местных жителей (спросить "развалины древней церкви"), ориентир - медпункт (или "амбулатория") недалеко от армянской школы – прямо вдоль медпункта пройти порядка 30 метров и вот они. Ежевики на этом месте просто море.